Поскреби обоянца - увидишь однодворца

Краеведение

  О служилом сословии России, именуемом однодворцы, вы не встретите упоминаний ни в одном школьном учебнике истории. Первые сведения о нём появились в документах конца XVII века.  
Учёные до сих пор спорят о происхождении этой загадочной служилой сословной группы, составлявшей подавляющее большинство жителей нашего края. Не дворяне, но имели право владеть крепостными крестьянами. Не крестьяне, но платили подушную подать… Они могли продавать и передавать землю только друг другу, жили обособленно, женились в основном на представительницах своего круга. Однако важная их заслуга в отечественной истории состояла в том, что благодаря этой категории населения Московское государство в кратчайшие сроки значительно расширило свои границы, освоив и закрепив за собой степные просторы южной окраины от «засечных черт» до Черного моря и далее Крымского ханства.  
В то время были необходимы такие люди, которые могли одновременно нести военную службу, строить крепости и обороняться от кочевников, разорявших и грабивших население окраинных территорий, а также осваивать пустующие земли. Такими как раз стали бесстрашные, преданные отечеству однодворцы.  
По царскому указу для строительства очередного города-острога они направлялись в путь старыми татарскими шляхами. Сначала вооруженные всадники – отцы семейств со старшими сыновьями. Затем по первому зимнему пути на новое место перебирались оставшиеся члены семей на лошадях, запряженных санями, со всеми своими пожитками, хлебными запасами и скотом. Осваивали и обживали дикий край, двигаясь все дальше и дальше на юг. Так появились крепость Обоянь, а также большинство ныне существующих и уже канувших в лету селений нашего края. Впоследствии их ряды  пополнили стрельцы, пушкари и городовые казаки.


Белгородская, Изюмская, затем Украинская «засечные черты» – медленно, но уверенно шло освоение юга России... Вскоре после завоевания Крыма надобность в таких универсальных людях, приспособленных для оборонительного, вечно военного состояния и пограничной службы, резко отпала. Воинство, верой и правдой защищавшее на продолжении полутора веков само существование Российского государства, было лишено многих прав. Менее чем через месяц после присоединения Крыма был подписан царский указ об уравнивании его и государственных крестьян в вопросах налогообложения. Лишь при Александре I была дарована возможность подтвердить своё благородное происхождение и стать дворянами.
 Много славных имен подарило данное сословие России. Это известные военачальники, государственные деятели, церковнослужители, купцы и ученые. Среди них – Иван Дмитриевич Пашков. Его судьба ярка и драматична: родился в бедной семье в Обоянском уезде, но имел предками знатное происхождение (знатный род Пашковых  прервал Дмитрий Фомич Пашков, который не явился вовремя на службу с подопечными в Обоянь). Иван Пашков сделал сначала военную, а затем и гражданскую карьеру, дослужившись до чина действительного статского советника и должности харьковского губернатора.
  Высоких вершин в карьерной лестнице в конце XVIII века достигли сыновья обоянца Петра Архарова – Николай и Иван, которые при Екатерине II и Александре I занимали должности Московского и Петербургского градоначальников соответственно, то есть в то время обе российские столицы оказались «архаровскими».
 До конца XIX века представители этого сословия сохраняли и особенный говор, и традиционные блюда старорусской кухни, и собственный стиль в одежде. Причем, если мужчины мало выделялись стилем в одежде и поведении, то женщины, напротив, разительно отличались от крестьянок и всячески это подчеркивали.
Только в Курской и Воронежской губерниях в середине XIX века, по данным статистиков, их численность составляла соответственно 262 и 218 тысяч человек. В Обоянском уезде таковых было 30820 человек, проживавших в 106 селах и деревнях. В архивных документах к настоящему времени удалось выявить 683 доныне существующих обоянских фамилии, имеющих корни в этом славном сословии.
По монаршей воле в последний свой героический поход по уже ранее кровью и потом проложенному их предками маршруту отправилось наше славное воинство в Крым на помощь осажденному Севастополю (а это более 900 километров от Обояни).
В начале августа 1855 года стали подходить колонны бородатых, древнерусского облика воинов. На покрытых пылью фуражках – медные кресты. На морском ветру развевались зеленые полотнища знамен. То были первые курские дружины государственного подвижного ополчения, пришедшие из глубины России на помощь истекающему кровью городу.
27 августа 1855-го дружина №47 (из Обоянского уезда) дралась в ключевой точке обороны – на третьем бастионе Севастополя, который атаковали шотландские гвардейцы. Ополченцы три раза отбивали штурм, из которых третий был самый отчаянный. Когда англичане взошли на бруствер, ратники взялись за топоры и в рукопашной схватке уничтожили почти всю колонну. Зато из тысячного состава дружины осталось около 350 человек…
В 1866 году это сословие было окончательно упразднено, однако до самой революции его представители сохраняли свою самобытность и культуру, гордо несли потомственное звание и тщательно следили, чтобы в ревизских сказках и метрических церковных книгах при венчании обязательно проставлялось, что невеста и жених происходили из однодворцев.
Как-то историк Николай Карамзин шутя сказал о том, что «поскреби русского - найдешь татарина». В нашем  случае будет верным другое замечание: поскреби обоянца - увидишь однодворца.
 Михаил Озеров, краевед


Дополнительная информация