Новогодние окна

Активисты городских школ в период дистанционного обучения успевают не только выполнять задания  педагогов, но и находят время для творчества. В преддверии Нового года мальчишки и девчонки приняли участие в очередной акции. Они креативно украсили окна домов и квартир интересными рисунками, ёлочными игрушками, композициями из бумаги и ваты.
Профили школьников «Вконтакте» дополнились новыми историями с хештегом «Новогодние окна». В описании к фотографиям подростки делились своими семейными традициями, касающимися самого любимого и волшебного праздника. Многие подчеркнули, что идею подобного украшения воплощают в жизнь уже на протяжении нескольких лет.
- Погрузить дом в атмосферу праздника - моё любимое занятие, - говорит обучающийся 5 «В» класса второй городской школы Даниил Тарасов. - Мы наряжаем ёлку, вешаем в комнатах гирлянды и, конечно же, украшаем окна. Замысловатые рисунки радуют глаз не только домочадцам, но и всем, кто проходит мимо. Так как символом наступающего 2021 года является бык - на этот раз нарисовали именно его. Пусть он подарит всем землякам счастье и здоровье!

Из истории районной газеты

В сентябре уходящего года «Обоянской газете» исполнилось 90 лет. Конкретная дата выхода первого номера до недавнего времени оставалась неизвестной. Историческую загадку получилось разрешить краеведу Михаилу Озерову: в архивах он отыскал документы, уточняющие день рождения местной прессы.  
 На помощь пришёл протокол заседания бюро Обоянского РК ВКП(б) от 27 августа 1930 года.   В плотном машинописном тексте среди прочих тем, которые рассматривались на повестке дня, вторым по счёту значился вопрос «Об учреждении газеты «За Коммуну».
Члены бюро постановили: «Приступить к изданию районной печатной газеты с тиражом до 5 тысяч экземпляров 2 раза в пятидневку. Первый номер выпустить 1 сентября сего года. Газету именовать «За Коммуну». Редактором назначить члена ВКП(б)  с 1918 года - товарища Сукова. Представленную ориентировочную смету на содержание в сумме 45861 р. 80 коп. в год - утвердить».  
Таким образом, дата выхода первого номера районной газеты - 1 сентября 1930 года.  Не раз менялись названия и творческие лица. Постоянным оставалось только одно - служение обоянскому читателю, который узнавал и узнаёт с наших страниц все местные новости.
Чтобы поглубже окунуться в историю районки, предлагаем вашему вниманию воспоминания бывших сотрудников из тех далёких лет.  

Не корысти ради

Современным журналистам трудно представить обстановку, в которой приходилось работать газетчикам тридцатых годов. Штат редакции газеты  «За коммуну» состоял из шести сотрудников: редактора, его заместителя, ответственного секретаря, двух литработников и корректора. Линотипов не было и в помине - весь набор осуществлялся вручную. Старую плоскопечатную машину тоже вручную приводил в движение рабочий, называвшийся батырщиком.
– Позвольте, – скажут обоянские старожилы, – да ведь уже в 1929 году в городе работала электростанция, которая располагалась напротив здания редакции на улице Ленина.
Электростанция действительно была, но какая… Она досталась городу в наследство от старой управы. Разболтанный дизель вращал динамо-машину, дававшую электричество в районные организации и некоторые жилые дома в центре, да еще кинотеатру. Свет был слабым и горел только до двенадцати ночи. В полночь лампочки мигали три раза - это означало: готовьте лампы или свечи.
Бывало, что во время киносеансов дизель останавливался и завести его механики не могли. Из МТС вызывали трактор системы «Фордзон». Громыхая, он медленно ехал через весь город. Добравшись до электростанции, тракторист надевал на шкив ремень и начинал мучительно долго «гонять», пока дизель не заводился. В это время зрители выходили из кинотеатра, терпеливо дожидаясь когда загорится свет. Тут же острили и злословили в адрес механиков и тракториста.
Если бы мы подключили печатную машину к линии электропередачи, то она посадила бы напряжение во всём городе. Вот и крутили вручную. Когда батырщик уставал, ему помогали литературные сотрудники. Однако эти сложности не смущали обоянских газетчиков. В редакции трудилось несколько полиграфистов, которых без преувеличения можно назвать профессорами своего дела. Отлично помню этих людей.
Наборщик и метранпаж Николай Михайлович Степанов, набрав материал, считал долгом чести лично его вычитать, исправить и только после этого нести корректору. Если видел, что корректор Шнеерсон находила хотя бы одну пропущенную запятую, то переживал весь вечер.
Время, в которое я работал в редакции в 1933-1934 годы, было горячим и тревожным. Партия поднимала народ на индустриализацию страны и на коллективизацию сельского хозяйства. В селах района, как впрочем и в других местах страны, оказывалось яростное сопротивление мероприятиям партии и правительства.
Классовая борьба была острой и беспощадной. В должёнковских лесах «пошаливали» бандиты, устраивая набеги на колхозные склады. Кулаки и подкулачники убивали из обрезов руководителей сельских советов и колхозов, уполномоченных райкома партии и райисполкома, сельских корреспондентов.
В этих условиях районная газета сплачивала крестьянскую бедноту и середняков вокруг сельсоветов и немногочисленных партийных ячеек, пропагандировала решения партии и правительства, широко показывала опыт передовых колхозов, разоблачала происки враждебных элементов.
Душой коллектива был редактор Семён Яковлевич Натаров. Первый редактор газеты товарищ Суков был выдвинут заведующим орготделом райкома партии, но не забывал газету,  всячески  предостерегая от возможных ошибок.
Строгого разделения обязанностей не было. Формально я вёл вопросы культуры, а Ваня Кузнецов занимался массовой работой и письмами. Когда требовалось, я отправлялся в село пешком или на случайной подводе, всеми силами души стараясь выполнить редакционное задание. По возвращении молниеносно писал материал и клал на стол редактору. Тот бегло просматривал его и хвалил:
– Молодец! Здорово написал.
И я верил, что действительно отличился. Верил до тех пор, пока случайно не увидел свой оригинал, выправленный редактором. Там от моих писанин не осталось и следа. Всё было чуть ли не переписано через строчку.
Старшие товарищи заботливо и бережно растили молодых газетчиков, терпеливо разъясняли заблуждения и неверные представления. Однажды редактор, уезжая в командировку, поручил мне написать отчёт с пленума райкома партии и доверил самому подписать номер. Гордый этим доверием, я добросовестно записал содержание всех выступлений. Одно же из них выделил особо. Представитель слободы Казацкой, говоря о недостатках в колхозе, привёл такой пример: «О кормах в артели не позаботились, а теперь на корм свиньям скармливают лошадей».
 Возвращается редактор из села. Прочитал номер и зовёт меня:
– Хороший ты номер сделал, товарищ Михалев. Но в отчёте допустил вопиющую глупость. Зачем ты написал о лошадях?
– Семен Яковлевич, – оправдывался я, – ведь на пленуме же говорилось…  
– Мало ли какой дурак что на пленуме сморозит, а ты всё в газету тискать будешь… Это, брат, только буржуазной жёлтой прессе присуще за сенсациями гоняться. Работники райкома проверили потом выступление, о котором ты написал. В природе ничего подобного не было - всё выдумка для острого словца.
Несколько дней переживал неудачу, а редактор, отчитав за дело, всё равно не перестал доверять нам, молодым газетчикам. Второй раз уезжал в командировку и вновь доверил подписать номер. Не понимал я тогда, что вместе с заместителем редактора Колей Нагавкиным они проверяли меня с целью выяснить, на что я способен.
 Подготовил и сдал материал в набор. Вечером верстать надо, а мне девушка свидание назначила. Как быть? И работу выполнить хочется, и подругу нельзя обидеть. Пошёл в типографию к наборщикам и рассказал им о положении.
– А ты иди спокойно в кино или куда там собрался. Мы всё сделаем. Только скажи, какой куда материал поставить.
Прихожу в типографию часов в 11 вечера, а газета уже печатается. Как ни глядел я на её страницы – ни одной ошибки не обнаружил. Редактор на этот раз похвалил меня за хорошую вёрстку и удачный подбор шрифтов. Но я честно признался, что это заслуга Степанова и Полевого. А он мне говорит:
– Так  и должно быть. Не стесняйся учиться у них, чаще обращайся за помощью.
Всякое случалось в жизни районных газетчиков. Однажды посылает меня редактор в село Шевелёво. Председателем сельсовета там был очень умный и энергичный Савелий Иванович Коптев, он же секретарь партячейки, а секретарем комсомольской ячейки – заведующий сельской школой Филипп Васильевич Куксин.   
Прихожу я в сельсовет, а там пленум идёт. Решается вопрос об изъятии излишков хлеба у кулаков. Вдруг входит один из членов сельсовета и сообщает:
– Товарищ Коптев, на окраине села в одной хате бандит прячется.
– Это точно? – спрашивает Коптев.
– Точно.
– Заседание придётся прервать, – сказал сельский и начал сколачивать группу для поимки преступника. Я тоже отправился вместе с активом - мне дали берданку. Только поймать вражину не удалось: кто-то предупредил его и он сбежал.
Активными селькорами районной газеты были коммунисты, комсомольцы, руководители сельсоветов и колхозов, учителя. Одним из таких корреспондентов по селу Картамышево был Алёша Лукин. Однажды он написал о допущенной бесхозяйственности в колхозе: о пшенице, которая лежала под открытым небом.
Селькора стали всячески притеснять. Он сообщил об этом в редакцию, а мне поручили расследовать факты. На месте они полностью подтвердились. По этому поводу редактором была написана острая статья в защиту селькора, сыгравшая большую роль. Алёша Лукин несколько раз потом выступал с критическими материалами, но его уже не трогали. Знали, что находится под защитой органа райкома партии и райисполкома.
Как же приятно было мне встретить Алёшу Лукина на войне, в белорусских лесах. Он был уже подполковником, а я майором. Вместе ехали на попутном грузовике в политуправление фронта. Ночевали в одной хате и всю ночь вспоминали Обоянь и родную газету. Потом военная судьба нас развела.
Обстановка дружбы в редакции, товарищеская помощь, умные наставления старших определили всю мою судьбу. Из обоянской районной газеты я был переведён в областную пионерскую, потом в комсомольскую, потом в «Курскую правду». Самой дорогой наградой для меня стала статья в газете «Правда» в 1947 году, озаглавленная «Собственнный корреспондент», где вместе с другими журналистами я был удостоен нескольких тёплых слов. А работал я тогда собкором воронежской областной газеты «Коммуна» по Липецку.
До сих пор с горячей благодарностью вспоминаю моих наставников - товарищей Сукова, Натарова, секретаря райкома партии Подболотова, а потом сменившего его Тихона Зосимовича Быкова. Все они буквально возились с молодёжью, очень терпеливо относясь к нашим загибам, заскокам или заострениям. Видели во всем этом бьющую ключом энергию и умело направляли её в нужное русло - на служение людям не корысти ради.
Мои воспоминания отрывочны и неполны: слишком много воды утекло. Но если они принесут хоть каплю пользы молодой армии обоянских газетчиков, я буду бесконечно рад.
Иван Михалев, сотрудник районной газеты «За коммуну».

Трибуна людей труда

 Первый номер обоянской районной газеты вышел осенью 1930 года. Это было большим политическим и культурным событием для партийной организации и для всех тружеников района - рабочих, крестьян, интеллигенции. Я тогда работал пропагандистом, а затем заведующим агитмассовым отделом райкома партии. Поэтому в период становления газеты приходилось разделять трудности вместе с редакцией и её первым редактором П. Суковым. Трудности эти состояли в том, что обоянская типография имела весьма слабую полиграфическую базу (устарелые печатные машины с применением ручного труда, не хватало газетного шрифта). Оснащение типографии проходило за счёт курской (бывшей губернской, а затем окружной) типографии, где в своё время издавались три губернские газеты – «Курская правда», «Новая деревня» и «Молодой коммунар».
Помню, на бюро райкома партии развернулась дискуссия - как назвать газету? Предлагалось до пяти наименований: «Обоянская правда», «Коммунист», «За коммунизм» и другие. Большинством решили именовать районную газету «За коммуну».
В декабре 1930 года райкомом партии я был переведён в Рыбинские Буды секретарём кустового парткома и назначен директором школы колхозной молодёжи. Кустовой партком объединял коммунистов нескольких сельсоветов - Бегичевского, Бушменского, Верхне-Бабинского, Долженковского, Картамышевского, Косиновского, Нижне-Бабинского, Рыбино-Будского, Филатовского, Чекмаревского и Шевелевского. В тогдашних границах это примерно одна третья часть района.
Предстояла большая напряжённая борьба. Началась организация колхозов, усилилось кулацкое сопротивление. Надо было готовить кадры первых механизаторов, вооружать молодых коммунистов марксистско-ленинской теорией, закалять их политически в жестоких классовых битвах.
Осенью 1931 года (сентябрь-октябрь) издавалась многотиражная выездная газета «За коммуну» в Рыбино-Будском кусте (тиражом свыше 1000 экземпляров), редактировать которую райкомом было поручено мне.
В мае 1932 года редактора районной газеты Сукова на пленуме райкома партии утвердили зав. оргинструкторским  отделом райкома, а меня – редактором районной газеты. Из райкома через некоторое время Суков был переведен обкомом партии ЦЧО на должность председателя райисполкома в Сосновский район (после разукрупнения ЦЧО на несколько областей с ним связь прервана).
В редакции в тот период работали: Н. Нагавкин - заместитель редактора (из Липецка), Д. Красюков - литсотрудник (из Рыбинских Буд), впоследствии редактор районной газеты в Грайвороне, А. Лукин - литсотрудник (из Картамышево), П. Михалев - секретарь (из Обояни, в настоящее время живёт в Воронеже) и другие.
Газета выпускалась с помощью многочисленного авторского и рабселькоровского актива. Наиболее выделялись Михаил Красюков и Дмитрий Середин из Рыбинских Буд, Григорий Шорохов из Быканово, Дмитрий и Иван Тарасовы из Семеновки, а также многие другие. Это были наши помощники, наша опора.
Редакции неоднократно приходилось выступать на защиту рабселькоров от преследования. Так было с Г. Шороховым, когда недобитые кулацкие элементы готовили на него покушение, за что получили по заслугам. Защищать судебным органам пришлось и селькоров братьев Тарасовых, разоблачивших расхитителей колхозной собственности.
Газета являлась надежным помощником и советчиком, организатором соревнования тружеников полей за высокий урожай, за новый быт и культуру. На её страницах широко освещался передовой опыт МТС и колхозов, лучших мастеров урожая, вопросы партийной и культурной жизни, разнообразная информация.
Мне не представляется возможным в такой небольшой статье осветить весь тот период (май 1932 - январь 1935 годов) и все вопросы, которые поднимались на страницах газеты. Главное - она была достойной представительницей многочисленного отряда партийной печати и носительницей её славных традиций.
Приятно, что в пятитысячном номере районной газеты «Красное знамя» вложен и мой скромный труд пропагандиста и журналиста. В день его выхода в свет поздравляю редакцию, рабселькоров и весь авторский актив со славным юбилеем.
Желаю коллективу редакции «Красного знамени» и впредь с достоинством и честью нести великие идеи марксизма-ленинизма в массы, быть всегда с народом, стать еще более надежным помощником районной партийной организации в ее сложной и трудной борьбе за дальнейший подъем экономики и культуры района, в строительстве коммунистической жизни!
Семён Натаров,
редактор районной газеты «Красное знамя»


В новый год с новыми книгами

Время читать

Появление новых книг -  это всегда маленький праздник. Недавно его ощутили все библиотеки нашего района, выставив на стеллажи и полки по нескольку десятков произведений, пахнущих свежей печатной краской.
- В преддверии Нового года наши фонды пополнились почти на тысячу экземпляров, - говорит директор межпоселенческой библиотеки Нелли Коваленко. - Это художественная литература, написанная в самых различных жанрах, - современные детективы, женские романы, приключения, фантастика и многое другое. Прибавление стало возможным благодаря финансированию из районного бюджета, а также поддержке областной библиотеки.  
С новыми изданиями и удивительными авторами читателей познакомила ведущий библиотекарь Любовь Обухова в видеообзоре «Сокровища книжных полок». Одной из первых она представила книгу Марии Метлицкой «Другая вера».
- К художественной прозе автор пришла не сразу. В разное время занималась различными видами деятельности, к примеру росписью мебели, поэзией. Как писатель стала известна в 2011 году. Изначально строчки своих романов она выводила от руки, потому что абсолютно не умела обращаться с компьютером. Впервые освоить его смогла лишь на пятьдесят втором году жизни.
Рассказы настолько понравились ближайшему окружению, что передавались из рук в руки. Прочитать  её книгу - все равно что поговорить с лучшей подругой, которая может утешить, дать совет и поддержать, когда это необходимо. Мария Метлицкая пишет, основываясь на историях друзей, коллег и знакомых. В этом один из секретов успеха талантливой рассказчицы.
Среди новинок фигурируют детективы интригующего автора Натальи Солнцевой «Запоздалая ложь» и «Смертельный псевдоним». Романы запоминаются читателям яркими героями и необычными сюжетами. Главными персонажами выступают артефакты - исторические предметы с мистическими свойствами. Они могут быть как известными (лабиринт Минотавра, печать Тутмоса III, крымские дольмены), так и незнакомыми (золотая чаша скифов, звезда богини Иштар, королевские пчелы Меровингов). В романах часто встречаются знаменитые исторические личности: Вильям Шекспир, Наполеон Бонапарт, Вера Холодная, Ксения Годунова и другие.    
 Не менее загадочна личность самой писательницы. Доподлинно об авторе ничего не известно. Одни говорят, что это мужчина, другие считают, что это группа писателей под единым псевдонимом, так как настолько продуктивно один человек писать не может. Третьи думают, что она сотрудник отдела по изучению паранормальных явлений, потому что мистические события, описанные в книгах, придумать от начала до конца невозможно - следовательно, они взяты из реальной практики. Единственное неоспоримое доказательство существования Натальи Солнцевой - это её книги.
Поступили также в библиотеку бестселлер Екатерины Вельмонт «Свои погремушки», завораживающий детектив Игоря Лебедева «Формула алхимика», роман  творческого дуэта популярных российских авторов Татьяны Устиновой и практикующего адвоката Павла Астахова "Жильё по обману", вторая книга известной повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».   
Завершила дайджест новинок книга австралийской писательницы Хезер Моррис «Татуировщик из Освенцима». Произведение относится к жанру исторической литературы и написано по воспоминаниям одного из заключенных концлагеря.   Рассказывает о том, как люди из последних сил преодолевали себя ради сохранения жизни.  
  Видеообзор произведений - одна из форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, особенно в дни пандемии коронавируса. Наступающие зимние каникулы - отличная возможность почитать давно примеченный роман. Сотрудники библиотеки приглашают обоянцев присоединиться к волшебству чтения и начать новый год с новой книгой.
Валентина Губанова




 

Подкатегории

Дополнительная информация