ШИЛО НА МЫЛО...

 В последнее время в центре внимания общественности оказалась  школьная программа по литературе, апробация которой начинается в 2013 году. Очередной конфликт вокруг реформы образования разгорелся в январе после появления в книжных магазинах Москвы и ряда других российских городов новой программы по литературе, которая составлена Российской академией образования (РАО). О новом стандарте известно вообще не слишком много. "В соответствии с законодательством РФ в области образования новый стандарт в старшей школе во всех образовательных учреждениях начнет вводиться с 2020 года. Вместе с тем по желанию или по мере готовности общеобразовательные учреждения могут начать работать по новым стандартам в старшей школе в пробном режиме, если в них созданы все необходимые условия - кадровые, материально-технические, организационные, финансово-экономические и другие, с 2013 года", - цитирует заявление ведомства РИА "Новости".


Часть программы подвержена изменениям, в перечне базовых авторов больше нет Александра Куприна, Николая Лескова и Алексея Толстого. Из шолоховского "Тихого Дона" теперь можно знать лишь "избранные главы" (не объясняется какие). Из программы исчезают "Медный всадник" Александра Пушкина, "Петербургские повести" Николая Васильевича Гоголя, чеховские рассказы "Студент", "Человек в футляре", "Дама с собачкой", а также "Одесские рассказы" Исаака Бабеля.  Послевоенная советская литература в свою очередь теряет прозу Георгия Владимова, Виктора Астафьева и Сергея Довлатова, драматургию Александра Вампилова, а также поэзию Беллы Ахмадуллиной, Николая Рубцова, Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы - популярнейших в России поэтов и писателей!  
Ради чего происходит это "расчищение"? Ради "шило на мыло"? Ради введенных в школьную программу в качестве обязательных романов "Generation П" Виктора Пелевина и "Казус Кукоцкого" Людмилы Улицкой. Также школьники познакомятся с творчеством фантаста Сергея Лукьяненко, поэта Асара Эппеля (чье включение в список вообще никем и никак не объяснено), прозаиков Владимира Маканина, Юрия Домбровского, Анатолия Рыбакова, Фазиля Искандера и Юрия Рытхэу.
Не согласны с таким подходом многие школьные учителя, которым не до конца понятны методика формирования списка и включенные в него произведения. Учитель литературы Рудавской школы Алла Петровна Зюзько, преподающая 48 лет свой предмет, считает, что проблема школьной литературы не только в исключении русских и советских классиков. Беспокойство вызывает то обстоятельство, что  в список попал рассказ Асара Эппеля о подробностях размножения кроликов, а также произведения Пелевина, Улицкой и Маканина.  По ее мнению, пожертвовать классиком Лесковым, чтобы включить в программу Эппеля, может только тот, кто очень далек от литературы. Отметим, что точка зрения Аллы Петровны поддержана всеми учителями-русоведами.
Проблемой, впрочем, является не только примерный перечень обязательной литературы, но и сам принцип его формирования. Дети и так мало читают, а классика призывает любить  свою страну. Также учителей очень расстраивает факт того, что в списке литературы отсутствует произведение  Аркадия Гайдара "Тимур и его команда". Под сокращение попали именно те авторы, которые наиболее полно представляют русское национальное сознание,  считают  учителя. Нововключенными текстами, нередко непристойными, не вырастишь гражданина, патриота и порядочного человека. Ведь великая русская литература почитаема во всем мире. Автор "Двух капитанов", писатель Вениамин Каверин, в одной из своих статей рассказал, как писательская делегация из СССР побывала в Японии у своих коллег по творчеству. Японцы преклоняются перед гением Федором Достоевским. Но оказалось, что никто из делегации произведений русского классика не читал… Может быть, вот такие, не читающие русских классиков, сочиняли новую школьную программу?  

Дополнительная информация