Проблемы образования
Одной из актуальных проблем, которую озвучил начальник Управления образования Евгений Попов, является кадровое обеспечение школ. Оказывается, с каждым новым учебным годом дефицит учителей-предметников становится все острее. Вот и в этом учебном году набор вакансий педагогов значительно шире, чем в предыдущие годы - 21. В школах на сегодняшний день не достаточно учителей по многим дисциплинам: физике, математике, информатике, русскому и иностранному языкам, литературе, истории, технологии и другим. И руководители образовательных учреждений решают эту проблему в основном за счет привлечения совместителей и специалистов данного профиля.
Вторая, не менее важная проблема - проблема старения педагогических кадров. На нынешний день средний возраст педагогов составляет 44 года! 18% составляют учителя пенсионного возраста. Если и дальше события будут складываться в том же русле, то через 5 лет численность данной категории возрастет до 30%! Приведем расширенные данные возрастного состава педагогических работников: до 35 лет - 53 учителя (12%); до 40 лет - 86 учителей (19%); до 50 лет - 170 учителей (37%); до 55 лет - 64 учителя (14%), свыше 55 лет - 87 учителей (18%).
Впрочем, в таком неуютном термине, как "старение кадров" нет ничего из ряда вон выходящего, чего-то особенного. Так уж мы, люди, устроены, что с каждым годом становимся старше, становимся мудрей. Это вполне естественный процесс. Неприятность, в общем-то, в другом - в том, что эту мудрость, огромный запас знаний по большому счету некому передавать. В школы района практически не приходят выпускники соответствующих вузов и в результате образовательные учреждения не пополняются молодыми специалистами. К примеру, в этом учебном году учительство района пополнилось только двумя молодыми педагогами.
Бороться с такими проблемами, которые сводятся к одной - нехватке молодых специалистов, не просто, но возможно. Чтобы вернуть престиж профессии и желание молодых трудиться в сельской школе, а именно на селе ощущается нехватка педагогических кадров, нужно, как заметил Евгений Анатольевич, решить вполне "земные" задачи. Это значит, что в регионе необходимо продолжить повышать зарплату и поощрять талантливых педагогов, оказывать помощь в решении жилищных вопросов. Вторая, не менее важная - улучшение инфраструктуры глубинки. Она должна развиваться, чтобы молодой специалист не чувствовал себя ущербно. Это и жилье, и хорошие дороги, транспортная связь с центром, присутствие социальных учреждений, строительство предприятий… Но это дело не одного дня.
Валентина Губанова