ИНТЕРНЕТ И ЭКСТРЕМИЗМ

Социальные сети в современном виде появились в самом начале XXI века и быстро стали универсальным средством общения. К концу 2013 года в мире насчитывалось почти 1,5 млрд. пользователей социальных сетей. В России наиболее распространенными из них являются "Живой Журнал" (более 8,6 млн. пользователей), "Фейсбук" (почти 7 млн. человек), "ВКонтакте" (более 43 млн. зарегистрированных аккаунтов) и "Одноклассники" (более 200 млн. человек).


Также, как и СМИ, социальные сети становятся объектом внимания экстремистских групп, ведущих активную идеологическую работу. Особая опасность террористической идеологии заключается в создании видимости совпадения заявленных целей с общечеловеческими ценностями (противодействие коррупции и преступности, неприятие наркомании и пьянства, насилия и безнравственности в СМИ и т.п.) и в последующем обосновании необходимости применения насильственных методов в борьбе с этими явлениями.
Молодое поколение в силу несформировавшейся жизненной позиции и стремления у самореализации становится благодатной средой для впитывания экстремистских идей. При этом в полной мере эксплуатируется юношеский максимализм, повышенный интерес молодежи к новым компьютерным технологиям и к общению в социальных сетях.
Именно здесь, в социальных сетях и блогосфере, пользователь Интернета может контактировать с носителями любых идей. Виртуальное пространство отличается не только огромным объемом информации, высокой скоростью общения, но и низким уровнем контроля за контактами юных пользователей - как со стороны родителей, так и правоохранительных органов. Именно из-за бесконтрольности Интернет-пространство так "полюбилось" разного рода идеологам и вербовщикам экстремистских организаций. Сидя в тепле и уюте, зачастую вдали от России, с минимальным риском для себя они ведут индивидуальную работу по вербовке в ряды бандформирований нашей молодежи.
Есть еще одно объяснение, почему Интернет так популярен у адептов экстремизма. Им нужна "трибуна" для пропаганды своих взглядов, в то время как официально зарегистрированные СМИ (печать, телевидение, радио) для них закрыты - как известно, пропаганда экстремистских идей через СМИ в России запрещена законом.
Методы информационного воздействия, которыми пользуются вербовщики и распространители противоправных идеологий, не новы - это подтасовка фактов, манипулирование тенденциозно подобранными фактами, яркая риторика, использование необразованности аудитории по тем или иным вопросам. Эти методы идеально работают и в обычной жизни: стоит вспомнить, как легко "заводится" толпа на митингах или болельщики на стадионе, как может быть подхвачена населением любая бредовая информация, обрастая по пути все новыми фантастическими подробностями (например, идея "апокалипсиса" в год миллениума или по календарю майя, искусственно созданный дефицит соли и гречки, увеличение пенсионного возраста и т.п.).
Социальные сети и блогосфера - это та же уличная толпа, только охват существенно больше и скорость распространения информации на порядок выше. Учитывая привычку большинства пользователей, увидев яркий броский заголовок, тут же нажимать кнопку "поделиться", следует признать, что процесс распространения слухов превращается в неконтролируемое цунами. Единственный метод борьбы с подобным волнообразным распространением "вброса" - проверка и перепроверка информации.
Как можно отличить экстремистскую информацию от прочей, что необходимо знать молодым людям, чтобы не попасть в лапы Интернет-вербовщиков?
К признакам экстремизма относятся:
- призывы к изменению государственного строя насильственным путем (призывы к революции, восстанию, к неповиновению законным органам власти);
-  публичные призывы того или иного лица к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с использованием СМИ;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (призывы к убийству, избиению, выселению граждан определенной национальности или вероисповедания);
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности групп граждан по признакам их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
Если на каком-либо из Интернет-ресурсов обнаружится информация, содержащая хотя бы один из перечисленных признаков, она, несомненно, носит экстремистский, а значит, противоправный характер.

Дополнительная информация