По следам телепередачи
"Добрый вечер, уважаемая редакция!!! Сегодня в 19.40 по мск. времени на телеканале ГТРК Курск вы сможете увидеть сюжет о детях х. Дрозды и п. Пасечное, ежедневно преодолевающих трудности на пути в школу, в связи с отсутствием школьного автобуса. На вопросы отвечает глава района Черноусов Н.В. Возможно, и вы сможете создать сюжет на страницах нашей замечательной газеты о детях, о родителях, о непробиваемой просьбами и мольбами власти.
С уважением и искренним признанием к вашей работе, Данилина В.А."
Такое вот сообщение редакция получила по электронной почте.
Конечно же, мы посмотрели выпуск передачи, где говорится, что трудной и опасной стала дорога к знаниям для почти тридцати обоянских учеников, которые живут в хуторе Дрозды, а учатся в райцентре. Сюжет рассказывает, что им приходится и в мороз, и в дождь долго стоять на сельской остановке, чтобы добраться в школу, а потом еще и на автовокзале в Обояни, чтобы вернуться домой, потому что водители рейсовых автобусов неохотно берут их с собой. А школьный автобус почему-то возит из Дроздов всего трех учеников в Быкановскую школу, а подавляющее большинство ребят в первую городскую школу добираются на попутном транспорте! Но что же власти района? "Получается для них некий бюрократический документ важнее судьбы двадцати пяти детей, которые завтра снова будут стоять на трассе в надежде, что у проезжающих водителей будет лишнее место в автобусе и… доброе сердце", - именно такой душещипательный вывод делает корреспондент ГТРК "Курск" о ситуации в Обоянском районе.
Никто не спорит, власть можно ругать за многое. И сегодня даже модно кивать на чиновников, мол, они во всем виноваты. Но так ли это на самом деле, как заявляет сюжет телевидения? Ведь возможности ответить обстоятельно ей, власти, тележурналисты так и не дали… Давайте разберемся в этом вопросе детально. Пусть скажут свое слово и те, кто отвечает за сферу образования в районе: почему так получилось, что дети х. Дрозды вынуждены в школу добираться на попутном транспорте, рискуя своим здоровьем? И что это за бюрократический документ, который, по заявлению ГТРК, важнее жизни детей.
- Мне до сих пор непонятно, почему ваши коллеги представили эту ситуацию так однобоко. Ведь любой человек, который хотя бы немного разбирается в вопросах образования, понимает, что обвинения во многом незаслуженные, а факты, которыми они оперируют, зачастую искажены. По их логике получается, что мы тогда не будем волноваться за жизнь детей, когда будем нарушать закон, - говорит начальник Управления образования Обоянского района Евгений Попов.
Начнем с того, что родителей х. Дрозды и п. Пасечное чисто по-человечески можно понять - издавна их дети учились в первой городской школе. Сначала учеников в город возил автобус совхоза. А когда предприятие распалось, то подвозом ребятишек из этих населенных пунктов занялся район, оплачивая исправно 40 тысяч рублей в месяц за автобус автоколонны. Так было примерно до 2010 года. А потом появились новые требования министерства автотранспорта, которые строго-настрого запрещали школьникам находиться в автобусах без ремней безопасности.
Благо тогда в свое действие вступила областная программа "Школьный автобус". Благодаря этому региональному документу сельские базовые (основные) школы района стали получать автобусы, оборудованные по всем современным требованиям. Это позволило подвозить детей в "главные" школы из всех близлежащих окрестностей, которые закреплены за ними согласно порядку Министерства образования и приказу Управления образования. Х.Дрозды и п. Пасечное территориально относятся к Быкановскому сельсовету и к Быкановской базовой школе. Она и должна осуществлять подвоз этих детей, что, кстати, исправно делает. Каждое утро в Быканово из этих мест на учебу едут 16 человек. А не трое, как это говорится в передаче. Остальные 17 человек (6 из которых - из п. Пасечного), а не 25, как указывает корреспондент, добираются самостоятельно в первую школу, потому что не хотят учиться в Быканово. Причина, как заявляет в сюжете жительница х. Дрозды, не в качестве обучения. Просто они привыкли учиться в первой школе…
Понимая, что привычка - дело наживное, а жизнь детей важнее, зам. главы района по социальным вопросам Александр Долженков ранее встречался по этой проблеме с родителями, призывая их поберечь своих детей и отправлять на комфортном школьном автобусе в базовую школу. Тогда некоторые попросили отсрочки, мол, пусть хотя бы старшеклассники закончат учебу, у них ЕГЭ. Но вот и сегодня на попутном транспорте из села в город едут ребятишки 4, 6,7 классов. Так кто же привык учиться в городской школе: дети или родители?
- Евгений Анатольевич, если родители не реагируют на убеждения и просьбы, то может быть пойти им на встречу и возить в Обоянь ребятишек на Быкановском автобусе? Действительно, жаль детей, они устают в дороге, опаздывают на уроки.
- Это невозможно. Быкановский автобус не имеет права составлять маршрут для первой школы. Так как автобус перевозит детей, то и требования к нему, в целях их безопасности, предъявлены высокие. Это и надежное место стоянки, и высокий профессионализм водителя, но самое главное - маршрут, график передвижения. Поэтому меня очень удивил такой вопрос корреспондента ГТРК: "То есть график важнее, чем жизнь детей?", от которого глава района был в шоке. Этот, как прозвучало, "бюрократический документ" и существует для того, чтобы сохранить жизнь детей. Согласно ему школьный автобус не имеет права отклоняться от разработанного и утвержденного пути следования, согласованного с Госинспекцией, останавливается только на узаконенных остановках. Нам никто не позволит нарушать закон. Еще раз отмечу: перевозка детей - дело сверхответственное. И установленные для школьных автобусов маршруты и графики никто не вправе отменять, а нарушивший правила перевозки детей, водитель будет непременно сурово наказан, автобус же поставят на штрафную стоянку. Не останутся без наказания и ответственные лица.
- Было и такое предложение: купить для детей из Дроздов оборудованный автобус и возить их в городскую школу.
- Вы знаете, сегодня многие родители из сел района хотят, чтобы их дети непременным образом занимались в городских школах. К примеру, в Обояни на нынешний день учатся ребята из Афанасьево, Рудавца, Зорино и других сел, хотя там есть свои базовые школы и свой автобус, который собирает детишек из близлежащих населенных пунктов. Конечно, они имеют на это право. Но это не означает, что для каждой сельской школы район должен купить автобус. А вдруг найдутся и такие, которые захотят, чтобы их ребенок учился в школе г. Курска с английским уклоном? Что тогда? Возить детей туда, куда захотят родители?, - заключает Евгений Попов.
Не думаю, что районная власть - это золотая рыбка, которая исполняет любые желания. Но как власть она обязана решать подобные вопросы. Да и, честно говоря, трудно понять родителей, которые просят пожалеть детей, а сами, не задумываясь, отправляют их в это трудное путешествие, не желая воспользоваться предоставленным школьным автобусом. Можно ли ставить здоровье собственных детей на одну чашу весов с привычкой и трудностями адаптации в другой школе?
Вот такой получился разговор. Думаю, он не закончен на этом. Ведь главное в этой истории даже не то, кто виноват. Главное - дети. Их здоровье, безопасность. И взрослые, несмотря на стойкую позицию обеих сторон, должны обязательно договориться, как им быть дальше.
Валентина Губанова