В составе Руси

365 лет тому назад, 16 августа 1649 года, по указанию царя Алексея Михайловича воеводой Иваном Никитичем Колтовским с 607 служилыми людьми была основана Обоянь. Первый же указ о строительстве города и составление его чертежа был дан еще 31 июля 1638 года царем Михаилом Федоровичем Романовым (1613-1645 гг.). Чертеж был составлен в 1639 году, но и задолго до этого здесь уже жили люди.


В 884 году Курский край, населенный славянским племенем северян, вошел в состав Киевской Руси и стал юго-восточным форпостом против степных кочевников: хазар, печенегов и половцев.
В конце 10 века по рекам Сейму и Пслу возникли оборонительные города-крепости. Один из порубежных городов Римов (Рим) находился у нынешнего села Гочево, уничтоженного половцами в 1185 году. Автор "Слова о полку Игореве" так пишет об этой трагедии: "...Се у Рим кричат под саблями половецкими!". На месте исчезнувшего города в начале 20 века насчитывается 3648 курганов-могильников и валы двух городищ. Первыми здесь провели раскопки в 1909 году профессор Московского университета Д. Я. Самоквасов (1843-1911 гг.), в 1937 и 1939 гг. будущий академик Б. А. Рыбаков (1908-2002 гг.).
Писатель В. В. Капнист (1758-1823 гг.) в своей гипотезе предполагал, что на месте города Обояни, ссылаясь на название речки Боянь, Боянское городище, находилась вотчина древнего поэта-певца Бояна из "Слова...".
Сохранилась в соборе Софии Киевской надпись - графит о купле земли Бояна супругой курского князя Всеволода Святославовича "Буй-Тур" (ум. 1196 г.), воспетого в "Слове о полку Игореве". В память о Бояне в Обояни в сквере установлен памятный камень (1999 г.).
В результате деления единой Руси в 1052 г. территория в верховьях реки Псел отошла к Переяславскому княжеству, в 1095 г. к образовавшемуся удельному Курскому княжению, в конце 1150-х годов оно перешло под власть Черниговского княжества. Феодальная раздробленность, междоусобицы ослабили Русь. В 1238 г. территория была завоевана и опустошена монголо-татарами. В 1360-х годах местность захвачена Великим княжеством Литовским и входила в Путивльский новет (уезд), а в 1454 г. перешла под власть удельных рыльских князей.
В 1508 г. Курский край вошел в состав Русского централизованного государства, первым стал отражать набеги крымских, ногайских татар с юга и польских шляхтичей с запада.
В Ипатьевской летописи под 1147 и 1149 годами упоминается место Въяхань или Беяхань, которое, по мнению историографа Н. М. Карамзина (1766-1826 гг.), основывая на созвучии названия, означало древнюю Обоянь, уничтоженную монголо-татарами... Другие же историки не подтверждают существование тогда Обояни.
На месте Обояни до постройки жилого острога (крепости) на природной возвышенности было два небольших заброшенных городища (остатки укрепления поселения) и два селища при них. Период создания городищ: 7-5 века до нашей эры и 7-8 века нашей эры. Когда же они точно возникли, неизвестно, так как археологических исследований не проводилось.
Ба(о)янское - Обоянское городище треугольной формы находилось в северо-западной стороне возвышенности при впадении речки, называемой тогда Ба(о)янь - Обояни (ныне - Обоянка) в реку Псел, протекающей у склона возвышенности. На нем с 1649 г. - первой половине 18 века находился Малый город с тремя глухими и одной проезжей башнями. Восточнее и южнее (до нынешней ул. Свердлова) располагался Большой город с восемью глухими и двумя проезжими башнями.
За Большим буераком (оврагом) располагалось четырехугольное городище. На его месте в 1663 году возник Богородицкий-Знаменский мужской монастырь. В начале 20 века он был полностью каменным, с тремя храмами и 44 монашествующими.
    П. А. Кравцов           

Дополнительная информация