Огонь, вода и медные трубы!

Судьба солдата

Хорошая традиция сложилась в селе Шевелево: 9 мая, после праздничного концерта в клубе и торжественного возложения венков у стелы, приходить на кладбище к могилам  фронтовиков Великой Отечественной войны. Взрослые и дети с красными тюльпанами, словно муравьи, идут к могилам своих родственников.
В такие дни особенно хочется вспомнить всех поименно. Ну вот Алексей Михайлович Иванов. Родился 13 марта 1925 года в с. Шевелево. Учился в школе, мечтал получить профессию, завести семью и трудиться на благо своей Родины. Но в его юность ворвалась война. Из семьи Ивановых уже ушли на фронт отец и старший брат Павел. Мать очень боялась за младшенького сына. И вот в  1943 году  Алеше исполнилось 18.


Курс молодого бойца проходил в г. Горьком в составе 72-ой дивизии 82-го стрелкового полка. И вот уже мчал железнодорожный состав молодых бойцов на фронт. Первое боевое крещение Алёша получил в Латвии. Потом были Литва и Польша. Под латвийским г. Ауце в 1944-м Алексея Михайловича ранило в голову. Очнулся в бараке и сразу не понял живые или убитые рядом с ним лежат. Губы сами прошептали: "Где мы?", рассказывал он детишкам в школе. "В лагере для военнопленных на территории Германии", - также тихо ответил кто-то. Потерял сознание. Когда вновь пришел в себя, услышал немецкую речь, увидел людей. Позднее узнает, что его оперировали, вскрывали череп, проводили какой-то опыт. И бросили в тот же барак на выживание. В этом месте Алексей Михайлович всегда умолкал и через пару минут добавлял: "Не надо деткам знать о тех ужасах, что пришлось пережить. Иначе они кушать в столовой не станут, а по ночам им кошмары будут сниться". Потом, как бы виновато, добавлял: "Нас таких подопытных пятеро было. На моих глазах они умирали один за другим. А я вот вспомнил мамину просьбу - перед сном молитву читать. В тот момент я поклялся, если выживу, буду  в Бога верить и в храм ходить".
Совпадение ли, воля судьбы или чудо. Но с молитвой на устах он пошел на поправку. И тогда в числе других военнопленных его  выгоняют работать на железную дорогу.
"Кормили плохо. Ноги еле передвигались. Поддерживали друг друга как могли. Если упал, пристрелят или собаками затравят. А мертвых заставляли в барак нести. Станем друг к дружке поближе, поставим между собой полуживого солдата и стараемся идти. Бывало и такое, до барака дошли, а он на руках помирал. Обидно было, что ничем помочь не могли. И все надеялись выжить. Ждали. Только где фронт? Неизвестно. Хотя просачивался слушок, что наши уже близко. Никто из нас не верил фашистам, что нас сразу расстреляют красноармейцы как предателей.
2 мая 1945 г. нас не вывели на работу. Суета была страшная. Немцам было не до нас. Мы из бараков не высовывались: снаружи стреляли без разбора. Лучше пусть думают фашисты, что мы мертвые.
Сердце зашлось от радости, когда услышали русскую речь. Мы плакали, обнимали друг друга. А силы встать и побежать навстречу нашим советским солдатам не было. Кричали, звали на помощь.
Но радость была недолгой. Трудно представить, но нас погрузили в вагоны и за Урал. Проверяли, как попал в плен? Не предал ли Родину? Пришлось и от своих натерпеться. Только Господь меня уже от всего оберегал и спасал", - рассказывал Алексей Михайлович.
Как бы ни трепала жизнь солдата, зла он ни на кого не держал. Да и на его жизненном пути встретилось немало порядочных людей, иначе расстреляли бы. Проверили, разобрались, да еще за тот бой наградили орденом Отечественной войны I степени - как говорится, огонь и воду прошел, а вот теперь "медные трубы"!
Повезло семье Ивановых: оба сына вернулись домой. Только Алексей все больше тайком молился, стал посещать храм в соседнем селе. Люди по-разному относились к его влечению: кто насмехался, кто молча одобрял. А он никому ничего не объяснял,  честно и добросовестно работал в колхозе "Завет Ильича" комбайнером. Женился. Воспитывал шестерых детей. Семья дружная, работящая.
Шли годы, менялись времена. Вот уже и мы повернулись лицом к нашим святыням. Алексей Михайлович к этому времени уже мог заменить любого батюшку. Теперь односельчане всегда звали его на похороны, помины, чтобы отслужить по усопшим. Никогда и никому не отказал.
Часто приглашали его в школу на праздники,  классные часы. О своей фронтовой жизни детям он рассказывал только до ранения в голову, а больше о фронтовых друзьях-товарищах. И только однажды поведал нам историю о своей клятве. Мы были восхищены этим скромным, добрым и удивительно преданным человеком.
Умер Алексей Михайлович в 2004 г. Жители села Шевелево, да и всего Обоянского района, вспоминают его самыми добрыми словами.
   Нина Иванова, учитель истории с. Косиново

Дополнительная информация