Леди Макбет Обоянского уезда

Ищите женщину, синьоры, когда беда нагрянет к вам.
Все из-за женщины раздоры, весь из-за женщин тарарам.

Эх, какие страсти,бывало, кипели в провинциальном городе Обояни! Уездный Мценск со своей "леди Макбет" просто отдыхает на фоне событий, которые развернулись в Обояни в 40-х годах позапрошлого века. Отравления и убийства,- как это все примитивно и не по-обоянски. Уж если закатывать сцену ревности, то так, чтобы все губернское начальство "поставить на уши", и сам государь-император Николай I был в курсе всех этих перипетий.
Конец 1843 года в провинциальном городе был ознаменован двумя событиями: первое прошло почти незамеченным - местный уездный землемер Аристарх Богуславский издал в типографии Харьковского университета свой учебник "Арифметика", а второе - слухи о том, что в городе Обояни существует "тайное общество" - наделали много шума и долго обсуждались встревоженными обывателями.


Прошло совсем немного времени от памятных событий 1825 года, когда декабрист - юнкер Федор Вадковский, изловлен в Обояни и отправлен в Сибирь, а гвардии-рядовой Гаврила Юдин, участник событий на Сенатской площади - сослан на Кавказ, его жена Татьяна Дорофеева отправлена на жительство в деревню Драчевка "до востребования ее мужем", и тут в уезде приключилась новая напасть…
Все началось с доноса на имя Курского губернского предводителя дворянства, которому 15 ноября 1843 года был доставлен пакет, в котором сообщалось, ни много ни мало, о наличии в Обояни революционного общества, в нем были замешаны местные офицеры, квартировавшего в то время драгунского полка. Об этом происшествии немедленно оповестили Курского губернатора Андрея Устимовича и командира дивизии генерала Карла Монтрезора.
Задействованы лучшие курские жандармские сыщики во главе с полковником Драгневичем в поисках заговорщиков и прокламаций, которые те якобы, получали из постоянно бунтующей Польши. Срочно отправлен рапорт министру Внутренних дел и императору Николаю Павловичу, который ранее велел немедленно докладывать о политических преступлениях, в которых были замешаны военные чины.
Тень легла и на семью обоянских помещиков - дворян Византиновых, у которых, по доносу якобы, в библиотеке хранились прокламации и запрещенная литература. Увы, как показало следствие, речь шла о ложном доносе насчет существования "революционного сообщества в уезде", который сочинила ревнивая обоянка.
Помещица Иглина, узнав, что её "предмет пламенной страсти" - сосед по дому и лечащий врач Абелляр, собирается за границу "на воды", да еще в сопровождении молодой племянницы генерала Гостева, решила разрушить эти "коварные планы" своей соперницы.
В ход пошли все средства, достойные детективного жанра: угрозы, ложные доносы, воровство и подделка улик. По городу развешивались "прокламации" с обвинениями соперницы во всех тяжких и угрозами наказать с помощью друзей офицеров-драгун.
Отработав множество версий, опытному сыщику Транскому, через повара помещицы наконец удалось выйти на Иглину. Курские жандармы долго не могли поверить, что вся эта история с "революционным обществом" дело рук одной почетной, замужней дамы…
История этого происшествия была подробно освещена в статье Анатолия Танкова под хлестким названием "Психопатка" в журнале "Исторический вестник" за 1878г., где герои были выведены под вымышленными именами и фамилиями. Виновницей переполоха оказалась жена отставного подполковника Финляндского драгунского полка - Александра Владимирская. Она была отпущена из зала суда на поруки мужа и под тайное полицейское наблюдение. Такое решение вызвало большое неудовольствие Николая I. Понесли наказание Курский губернатор и начальник курской жандармерии, которым был объявлен выговор за то, что дали ход анонимному доносу.
Пострадавшими сторонами - были оклеветаны племянница обоянского помещика, героя войны 1812 года генерала Гостина, помещица Елизавета Похвистнева, последнее действующее лицо этого "любовного треугольника" - обоянский штабс-лекарь Николай Попов (Абелляр).
Героиня этой истории, обоянская леди Макбет. Её  муж, впоследствии герой Крымской войны, командир 47 бригады ополченцев - подполковник Иван Фон-Аммерс, а внук блестящий русский офицер,известный белогвардейский генерал - Сергей Улагай.
Напомним нашим читателям, что пьеса-трагедия Уильяма Шекспира возвращает зрителей в XI век. Речь идет о шотландском успешном рыцаре Макбете, мечтавшем стать королем. Подстреленный своей женой леди Макбет он убивает своего высокого гостя - короля Дункана, за этим убийством следуют другие. Нечто похожее, но на любовной почве совершает леди Макбет Мценского уезда. Ради своего "хахаля" убивает свекра, племянника, любовницу своего любовника, бросившись вместе с ней в реку и утопив её и себя - такова была купеческая жена Екатерина Измайлова. Такие героини встречались в произведениях Чехова и Бунина. Но обоянская леди Макбет превзошла всех, но не смертными расправами, а подлостью.
Михаил ОЗЕРОВ,  уроженец г. Обояни

Дополнительная информация