Слово логопеду
Говорить не только грамотно, то есть правильно произносить слова и звуки, очень важно для любого человека, учить этому нужно с раннего детства. К сожалению, количество детей, имеющих речевые проблемы, неумолимо растет. О том, почему и как дети картавят, "глотают" звуки и производят другие нарушения речи, рассказала практикующий учитель-логопед высшей категории Обоянского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Олеся Шикарева.
- Первые звуки, которые обычно называют гулением (от глагола гулить - стадия доречевого развития ребенка), издает уже трехмесячный младенец. К восьми месяцам появляется лепет - повторение одинаковых слогов, - говорит Олеся Сергеевна. - Постепенно из них рождаются первые слова. И к году малыш уже осознанно использует несколько слов для выражения своих желаний и эмоций. Родителей должно насторожить, если малышу уже исполнилось два года, а он молчит. Он понимает обращённую к нему речь, выполняет просьбы, а свои пожелания выражает "мычанием", мимикой, жестами. И если окружающие его не понимают, то начинает капризничать, злиться, плакать и прятаться. Одним словом, малыш многое хотел бы сказать, но не может, и это не его вина. А ваши объяснения: "он просто не хочет - ленится" или "не страшно, заговорит позже" в данной ситуации не оправданы. К трём годам некоторые дети начинают говорить чисто и сразу предложениями, миновав этап отдельных слов. Этот тип обусловлен функциональной незрелостью ребёнка. Однако, часто малыш начинает говорить много, но на "своём" языке, непонятном окружающим. В данном случае можно говорить о системном нарушении речи. И если эту проблему не решить до пяти-шести лет, в школе у ребёнка могут возникнуть сложности с чтением и письмом.
- Олеся Сергеевна, а с профилактической целью водить детей к логопеду вы рекомендуете?
- Да, я всегда рекомендую это делать. Нужно показывать логопеду детишек с раннего возраста. Это поможет избежать многих проблем в будущем.Вообще, согласно стандарту, в возрасте от трех лет. Но,если родители все-таки почувствовали раньше, что с речью возникли проблемы, лучше обратиться сразу же, а не ждать и быть в тревожной неизвестности. Иногда, к сожалению, так и бывает. Потом на вопрос почему не обратились раньше, говорят, что ждали, когда сам заговорит.
- Проблемы с речью может решить только учитель-дефектолог (логопед) или сами родители, занимаясь со своим ребенком?
- Специалисту одному трудно решить проблему с речью. Особенно, если это сложный дефект. Чтобы ускорить процесс коррекции речи, необходимо повторять упражнения каждый день. Родители в первую очередь должны быть заинтересованы в результате.
- В чем заключается работа логопеда?
- Прежде всего, логопед установит причину нарушения речи, чтобы затем заниматься ее устранением. Когда проблема сводится лишь к нарушению звукопроизношения, логопед покажет, как произносятся трудные звуки, ведь часто ребенок просто не знает, как это сделать. Если у ребенка речевые сложности затрагивают лексику, грамматический строй, в целом речевую систему, то здесь логопед будет работать над расширением словарного запаса, формированием грамматического строя речи, над развитием связной речи ребенка. Коррекция системных речевых нарушений занимает продолжительное количество времени, поэтому, чем раньше такой ребенок попадет к логопеду, тем успешнее будет оказанное коррекционно-развивающее воздействие.
- Ваши практические советы. Какие упражнения нужно делать с ребенком дома, чтобы его речь формировалась правильно?
- К сожалению, невнимание взрослых к недостаткам речи ребенка часто имеет отрицательные последствия. Поэтому настоятельно рекомендую больше разговаривать с ребенком. Меньше ставить мультики, включать телевизор, исключить всякие планшеты, айфоны и так далее. Тогда у ребёнка не будет отвлекающих факторов. Самые элементарные упражнения - чтение сказок, стихов вместе с мамой. Стихотворная форма гораздо быстрее запоминается, поэтому, прочитав стих несколько раз, не договаривайте каждое последнее слово в предложении, давая возможность ребенку что-то ритмично пролепетать, а затем и правильно подсказать. Обо всем рассказать невозможно в одной заметке, надо пересказать всю научную литературу.
- Что для Вас профессия логопеда - это искусство или ремесло? Какова доля универсальных методик и личных находок?
- Для меня моя профессия - это, прежде всего, творческий процесс. Каждый ребенок - это уникальный мир, к которому тебе посчастливилось прикоснуться, а может, даже и подружиться с ним. Я их учу произносить правильно звуки, а они меня доброте. Храню их заветные тайны и фантазии.
Оксана БУРЫМ