Для получения банковских услуг куряне могут использовать удаленную идентификацию
С 30 июня 2018 года в России начала работать система удаленной идентификации клиентов - физических лиц. С помощью этого механизма можно открывать счета, вклады, получать кредиты, осуществлять переводы дистанционно, подтвердив свою личность с помощью персональных и биометрических данных, не приходя в офис банка. Как воспользоваться новыми возможностями, рассказывает управляющий Отделением Курск ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Евгений Овсянников.
- Евгений Викторович, прежде всего, уточните, пожалуйста, все ли банки могут проводить удаленную идентификацию клиентов?
- Ее разрешено проводить банкам, которые не имеют нарушений законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, являются участниками системы страхования вкладов и к ним не применяются меры по предупреждению банкротства. То есть, прежде чем идти в банк оформлять документы, уточните, есть ли ваш банк в перечне тех, где можно получить услугу удаленной идентификации. Такой список опубликован на сайте Банка России.
- Много их на сегодня?
- Сейчас сбор биометрических данных доступен более чем в 400 точках банковского обслуживания в 140 городах России.
- Мы все живем в «продвинутом» цифровом мире и понимаем, что свои личные данные нужно защищать от злоумышленников. Как Центробанк оценивает, готовы ли участники Единой биометрической системы (ЕБС) гарантировать клиентам безопасность переданных данных?
- Банк России не так давно издал документ, весьма важный для работы ЕБС, которая позволяет получать банковские услуги дистанционно. В этом документе описаны потенциальные угрозы информационной безопасности при работе с биометрическими данными. На основе этого списка о банки должны выбрать средства криптографической защиты информации. Угрозы могут заключаться, например, в нарушении целостности, доступности и конфиденциальности биометрической информации. Согласно новым требованиям банк должен установить по два программно-аппаратных криптографических модуля, с помощью которых проверяет и подписывает в ЕБС собранные биометрические данные. Также банки должны обеспечить защиту внутренних каналов передачи информации.
- А какие финансовые услуги клиент сможет получить в банке, если пройдет удаленную идентификацию?
- ЕБС позволяет удаленно открывать счета, брать кредиты или делать переводы в любом банке. Для этого сначала нужно сдать свои биометрические данные в систему – слепок голоса и изображение лица, а также иметь учетную запись на портале госуслуг. Биометрию можно сдать в отделении банка, работающего с ЕБС.
- Как должен действовать человек, решивший стать пользователем системы удаленной идентификации?
- Сначала нужно пройти первичную идентификацию: с паспортом и СНИЛС один раз прийти в офис банка для регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и единой биометрической системе. После проверки данных клиент получает смс-сообщение, подтверждающее регистрацию. А для дальнейшего пользования системой достаточно любого гаджета (смартфона, планшета, ноутбука) или стационарного компьютера с камерой и микрофоном.
- То есть, чтобы пользоваться услугами, теперь не нужно идти в банк, достаточно зайти на его сайт, например, с телефона?
- Совершенно верно! И уже на сайте банка клиент выберет нужную услугу, а сайт автоматически переключит его на ЕСИА. После ввода логина и пароля пользователю необходимо произнести на камеру буквы и цифры, которые высветятся на экране. Единая биометрическая система получит видеозапись и сравнит образцы с имеющимися в системе. Пройдя удаленную идентификацию, клиент получит доступ к необходимым банковским услугам.
- А если вдруг человек потеряет свой смартфон, не навредит ли он себе?
- Механизм удаленной идентификации будет защищен в соответствии с самыми высокими государственными стандартами безопасности. Даже если человек, например, потеряет телефон или кто-то завладеет его логином и паролем, система удаленной идентификации потребует от входящего в систему подтверждения биометрических данных – голоса и фотоизображения лица, которые обрабатываются для предоставления доступа вместе. Данные клиента будут храниться в двух независимых системах, никак друг с другом не связанных: отдельно персональные данные (паспорт, СНИЛС и прочее) – в ЕСИА, и отдельно биометрические данные - в единой биометрической системе. Это значительно повышает уровень безопасности.
- Это «удовольствие» для граждан бесплатно?
- Процедура удаленной идентификации бесплатная и добровольная. И проводить её можно только с согласия клиента. При этом сохраняется возможность получить банковские услуги в офисе.
- Как вы считаете, получение услуг с помощью системы удаленной идентификации будет пользоваться у населения популярностью?
- Эксперты полагают, что удаленная идентификация будет особо нужна, например, людям с ограниченными возможностями, для маломобильного населения. Благодаря такому механизму клиенту гораздо удобнее получать услуги вне зависимости от времени суток, местонахождения клиента или офиса банка. Предполагается, что в будущем механизмом удаленной идентификации будут пользоваться не только банки, но и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственные и муниципальные организации.