Подвиг Петра Нефёдова

Одиннадцать уроженцев Обоянского района удостоены звания Героя Советского Союза. Один из них - Пётр Нефёдов, совершивший свой подвиг при форсировании Днепра осенью 1943 года. Давайте вспомним о судьбе нашего земляка, вставшего на защиту своей семьи и Родины.Пётр Прохорович родился в селе Вышнее Бабино в 1915 году в крестьянской семье. Окончил четыре класса местной школы. Сначала трудился в колхозе, затем отправился на заработки в город Жданов - ныне Мариуполь. Там устроился подручным вальцовщика на металлургическом заводе имени Ильича.

Старательный парень не боялся трудностей, всегда работал с полной отдачей. Неслучайно его фотография, где он в кепке с вихрастым чубом, красовалась на заводской Доске почёта. Молодой рабочий настойчиво постигал секреты мастерства, готовился к поступлению в техникум, но грянула война…
 В Красной армии с февраля 1943 года. Воевал в 842-м стрелковом полку 240-й стрелковой дивизии 38-й армии Воронежского фронта. Участвовал в битве на Курской дуге и в освобождении Украины.
Командование приметило обоянца после сражения за деревню Андруши. Немцы упорно держались за некогда цветущее, а к тому времени почти стёртое с лица земли поселение. Именно через него проходила стратегическая дорога к переправе через Десну. При поддержке танков, самолётов и артиллерии нацисты не раз контратаковали наступавшие советские войска. В одной из таких схваток был тяжело ранен командир взвода лейтенант Онищенко. Старший сержант Нефёдов без колебаний взял командование на себя.
Солдаты видели парня в прошлых боях, в которых он никогда не терялся даже в самой сложной обстановке, и поднялись за ним в атаку. Взвод разгромил неприятельский заслон и ворвал­ся в деревню. Вскоре штаб полка получил сообщение об открытом выходе к Десне и возможности форсировать реку. На следующий день комбат утвердил Нефёдова в офицерской должности командира взвода.
Впереди воина ждала ещё более масштабная задача - битва за Днепр, ставшая одним из крупнейших сражений в мировой истории. Необходимо было преодолеть водную преграду без мостов и под огнём. Вот что об этом написал фронтовик и военный журналист Владимир Хотенков в очерке, вошедшем в книгу «Звёзды славы боевой».
«20 сентября 43-го года командир 240-й стрелковой дивизии Т. Ф. Уманский отдал приказ о форсировании Днепра. В числе первых это предстояло сделать батальону капитана В. А. Саввы в районе села Сваромье. Подобных по сложнос­ти задач личному составу решать не приходилось, каж­дый воин понимал: широкий и многоводный Днепр пре­одолевать будет нелегко, а ещё труднее придётся тем, кто переправившись, примет огонь на себя на правом берегу, чтобы обеспечить дальнейшие действия основных сил дивизии. Потому особо тщательно комплектовали группы, которые пер­выми должны ступить на вражескую землю.
 Капитан Владимир Савва лично отбирал людей в такую группу из числа надёжных, проверенных во многих боях воинов. Всего было отобрано двадцать пять человек, а старшим над ними решили наз­начить Нефедова. Хотя и невелик был его фрон­товой стаж - около семи месяцев, но среди других он выделялся смекалкой, инициативой, мужеством.
 Группе необходимо было стать первопроходцами батальона и прео­долеть Днепр. Старший сержант собрал солдат, побеседовал с ними. Из опыта форсирования Десны, других рек он знал, что на вражеском берегу, особенно на первых порах, больше придётся рассчитывать на себя, экономить бое­припасы. А если нужно, уничтожать врага из его же оружия.
 - Главное, - подчёркивал Нефедов, - взаимовыручка. - Пока батальон не переправится, мы должны любой ценой удержать клочок земли, за который зацепимся.
 Местные жители прибрежных сёл предложили лодки, припрятанные от немцев, а также свои услуги. Воины разместились в четырёх из них. Одной управляла Горпина Тригуб. Несмотря на свои шестьдесят шесть лет, женщина отказалась от помощи солдат, сама была на вёслах.
 Когда достигли середины Днепра, гитлеровцы стали освещать реку ракетами, открыли пулемётный огонь, на воде стали рваться мины. Нефедов хладнокровно подавал команды на ответный огонь, указывал солдатам цели. Но вот и правый берег.
 - Ребята, за мной! - не по-уставному подал он команду и устремился по песчаной круче.
 Рядом бежал его помощник сержант Иван Новосиль­цев. Вместе они выдвинулись вперёд, наметили места для окопов, как можно ближе к противнику, чтобы уменьшить потери от огня его артиллерии и миномётов. Станковый пулемёт расположили в центре обороны, а ручные - на флангах. Остаток ночи бойцы трудились до седь­мого пота. Пример им подавал сам Нефедов: вырыл окоп полно­го профиля раньше других - сказались его физическая сила и закалка. Сделав своё дело, помогал солдатам, не забывая при этом напоминать, что окоп - их крепость. Советы командира оказались кстати. К рассвету бойцы группы зарылись в землю, были готовы встретить врага.
Что было дальше - подробно описано на страницах газеты 38-й армии «За счастье Родины». Около полудня гитлеровские автоматчики вышли из своих укрытий и двинулись в направлении взвода. Немцы знали, что ночью советские воины высадились на этом участке, но точное количество бойцов им было неизвестно. Наши миномётчики дали несколько залпов, что на короткое время приостановило движение противника. Но вскоре он вновь пошёл в атаку. Разгорелась жаркая схватка, в ходе которой гитлеровцы были отброшены. Так продолжалось не раз. Кончались патроны, не было гранат. О еде бойцы вообще забыли. Хотелось пить, и хотя Днепр был за спи­ной, никто и мысли не допускал послать кого-либо за водой. Было не до этого.
Уже не один час сдерживал врага взвод Нефедова, который заметно поредел. Каждый боец был не только на счету, но и сражался за погибшего либо раненого товарища. А пример храбрости и стойкости бойцам как всегда показывал стар­ший сержант. Он появлялся там, где было труднее, вёл огонь из пулёмета.
 Сходивший в разведку рядовой доложил, что немцы подтягивают силы, готовясь нанес­ти очередные удары. Петр Нефедов решил их упредить. С горсткой бойцов и с призывом «За мной! Вперед!» - первым поднялся из окопа и ринулся на врага. Солдаты дружно последовали за своим командиром. Гитлеровцы, не ожи­давшие такой дерзости, отступили. Не помогли врагу и ночные атаки. Взвод стоял насмерть на своём рубеже.
  Двадцать часов Нефедов и его группа сдерживали на­тиск гитлеровцев. Это были поистине двадцать часов мужества. Их стойкость воодушевила вои­нов, находившихся ещё на левом берегу реки, и в ночь на 28 сентября они начали переправу на плацдарм. Вместе отбросили гитлеровцев от берега Днепра и обеспечили переправу частей соединения у села Сваромье на Лютежском плац­дарме.
Гитлер не верил в то, что Красная армия сумеет преодолеть мощные укрепления, построенные вермахтом, однако советские войска, проявив потрясающее мужество, сумели под огнём врага форсировать реку и закрепиться на правом берегу. Прорыв линии обороны нацистов открыл частям Красной армии путь для дальнейшего освобождения всей территории Украины».
В 3-м томе «Истории Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945» говорится: «Одной из первых в районе Лютежа успешно переправилась группа в 25 человек под командованием старшего сержанта П. П. Нефедова из 842-го стрелкового полка 240-й стрелковой дивизии. Храбрые воины положили начало созданию Лютежского плацдарма, сыгравшего впоследствии решающую роль при освобождении Киева».
 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм, старшему сержанту Петру Прохоровичу Нефедову присвоено звание Героя Советского Союза.
 Но не суждено было отважному командиру взвода получить высшую награду Родины: 5 октября 1943 года он пал смертью храбрых при отражении одной из многочис­ленных контратак гитлеровцев, пытавшихся сбросить наши войска в Днепр.
Похоронен в братской могиле села Лютеж Вышгородского района Киевской области. После войны именем освободителя там назвали улицу, установили бюст, а при заводском музее и на здании заводоуправления в городе Мариуполе - портрет и мемориальную доску.
Сегодня трудно с уверенностью судить об их сохранности. Но о подвигах героя помнят потомки на малой родине. В краеведческом музее проходят выставки, представлены документы, вырезки из газет. Юным обоянцам рассказывают о Великой Отечественной войне, о дедах и прадедах, героически сражавшихся с захватчиками. Взрослые объясняют детям, что прошлое нельзя вернуть, но можно сохранить память о нём и о тех, кто отстоял нашу Родину, жертвуя своей жизнью ради Победы.

 

 

Дополнительная информация